Консультация для педагогов на педсовете "Формирование социально - коммуникативной компетентности ребёнка через приобщение к семейным ценностям"
21 декабря 2016
|
ПОДГОТОВИЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ
КАТЕГОРИИ: РЕУТИНА.З.А.
с.Доброе 2016г.
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ»
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.
Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи на сегодняшний день, стали высокая занятость родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в ряде семей, отсутствие общих интересов и традиций.
Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций. Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т. к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив, ребенок познает себя и идентифицирует в семье.) Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.
Традиция - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции.
Хорошей традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
Эффективной формой общения взрослых и детей являются праздники. Праздник – это: встречи и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду, получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке, торжестве, радости, веселье, которые разделяют и взрослые и дети.
Если в семье существуют традиции и бережно хранятся, то через много – много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспомнит семейный Новый год и захочет в собственной семье возродить традиции родительского дома.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в октябре 2013 года и вступивший в силу с 01.01.2014 года ориентирует содержание образования на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Нормативно-правовая база работы по данному направлению определена государственными, региональными, муниципальными документами, а также локальными актами учреждения.
В нашем детском саду сложилась система работы по формированию семейных ценностей и традиций через организацию совместной деятельности детей и взрослых. В ДОУ реализуется проект «Наши крохи», «Мамочкина школа», основная цель которых – организовать сотрудничество педагогов и родителей для успешной адаптации и ранней социализации детей, вновь поступающих в детский сад. Родительский всеобуч планируется педагогами исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации в группе. Формы проведения его разнообразны: консультация, деловая игра, круглый стол, практикум, обмен мнениями. Содействует формированию социально-воспитательной функции семьи совместная деятельность по подготовке театрализованных праздников, досугов, спортивных мероприятий, привлечение родителей для участия в муниципальных акциях и мероприятиях
Ежегодно практикуются совместные мероприятия: выставки совместного творчества, посвященные дню Матери, Дню защитников Отечества, Новому году, рождеству, пасхе.
Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей.
Таким образом, реализуется основная идея — формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье. Традиционными для детского сада являются праздничные программы ко Дню Матери, Новый год, Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, праздники, посвященные выпуску детей в школу.
Работа с педагогами традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары.
В работе воспитателей выделяются два основных направления:
— просвещение родителей;
-управленческая;
— совместные мероприятия.
Просветительская деятельность педагогов осуществляется через организацию педагогического всеобуча, опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск памяток.
Управленческая деятельность заключается в содействии работы родительского комитета, решении организационных вопросов на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в группе, оказании помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.
В нашей группе по формированию семейных ценностей мы используем как традиционные формы и методы работы с родителями, так и нетрадиционные:
- родительские собрания;
- консультации;
- выставки детских работ;
- работа с родительским комитетом группы;
- участие родителей в детских праздниках в качестве артистов, в театрализованных представлениях
- участие семьи в районных конкурсах «Учитель перед именем твоим», «Дорога глазами детей», «Красота божьего мира», «Вместо ёлки – новогодний букет», «Новогодняя игрушка» и мн. др.
Активное участие принимают в выставках детского сада -Поделки из природного материала «Что нам осень подарила», «Вместо ёлки новогодний букет», поделки для пасхальной недели, ко дню Победы в ВОВ и др.
Все эти мероприятия способствуют созданию единого сообщества детей и взрослых.
В результате реализуемых мероприятий повысился уровень воспитательно-образовательной компетентности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Это проявляется в неподдельном интересе к событиям в группе, в детском саду. Родители сами предлагают свою помощь, стало легче найти общий язык в каких-то вопросах.
На сегодняшний день можно сказать, что в детском саду сложилась определенная система в работе с родителями, так как организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
С детьми проводятся занятия, посвященные таким нравственным качествам, как послушание, раскаяние, прощение, милосердие. На таких занятиях часто используют проблемные жизненные ситуации, которые ставят ребёнка перед выбором действий: пройти мимо чужой беды или помочь, забыть обиду или нет, послушаться родителей или сделать по-своему. На этих занятиях используются рассказы Л.Толстого, К. Ушинского. Ребята рассуждают вслух, изучают и обсуждают мотивы поступков других людей, делают выводы.
Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду родителей. Беседы о труде, формирующие нравственное отношение к труду, должны дополняться ежедневным трудом ребёнка дома. Беседуя с ребятами мы разделении домашнего труда между членами семьи, совместно готовим рассказ на тему «Что делают мальчики?» и «Что делают девочки?», подчёркиваем необходимость взаимопомощи, совместного выполнения домашних обязанностей. Детям предлагается также игра «Мамины помощники». В группе создана необходимая предметно-развивающая среда: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», дидактические игры.
Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной, семейных традиций помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства
Таким образом, педагогическая поддержка родителей осуществляется как целенаправленная, организованная профессиональная помощь семье с целью реализации права ребёнка на полноценное развитие и образование, формирование семейных ценностей и традиций.
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский